Есть такое
определение: «золотое детство». Золотое, по-видимому, обозначает счастливое и
беззаботное.
Ребенок чувствует себя защищенным рядом с родными
людьми, знает, что они всегда придут на помощь. Иначе в случаях грозящей
опасности он не кричал бы: «Мама!», в случаях обиды не говорил бы: «Я папе
скажу!», а в случае горя не бежал бы плакать в бабушкины коленки. Чувство
защищенности и составляет, по-видимому, счастье детских лет.
Чем меньше ребенок,
тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви. Но и на
протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в
постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. «Дефицит» положительных эмоций не только может сделать ребенка угрюмым и необщительным,
но и не способствует его правильному развитию, отражается на здоровье.
К сожалению, родители не всегда понимают, насколько
важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои
чувства ребенку. Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические
контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного неженку. Это
как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно, если по каким-то
причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни
или в каких-то незнакомых, непривычных условиях. Правда, следует учитывать,
что все-таки всему свое время — и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать
ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его
состояние и настроение.
Из того факта, что ребенок
закономерно оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное
положение в системе жизненных отношений родителей, никак не следует вывод о
вседозволенности и безнаказанности поведения детей. Если мы будем потакать всем
прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их
проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть,
совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть
ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку,
будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая
наказанием, чем попустительская отстраненность взрослого или нравоучительная
нотация родителя. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие достоинство
другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.
Попустительствуя детям, идя у них
на поводу, когда они просто капризничают и даже намеренно испытывают наше
терпение, мы не только не предоставляем им необходимую для становления
личности внутреннюю свободу, но, напротив, способствуем черному делу порабощения
ребенка его же желаниями и страстями. Не может быть внутренней свободы без
нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности
без нравственного воспитания.
Воспитание и обучение детей требует
от родителей затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств.
В общении с ними необходимы педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.
Большое искусство — разумно растить ребенка, сделать его здоровым и веселым, а
жизнь в семье — счастливой и дружной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий