Приближается один из самых главных, волнующих праздников – День Победы. 75 лет назад отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия, напавшая на нашу страну и принесшая много бед и горя народам многих стран, капитулировала, сдалась. Война оставила след почти в каждой семье.
А
нужно ли рассказывать детям о войне?! Этот вопрос возникает у некоторых
родителей. Взрослые боятся нанести детям психологическую травму… Но у этого возраста есть своя
специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за
ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности
временнЫх связей. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный
конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с
практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через
их практическую деятельность. Праздник 9 мая стал для них формальным – это
выходной, парад, салют. К тому же в век информационных
технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и
игрой.
Какие найти слова, чтобы поведать
дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как
донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой
душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Процитируем слова
доцента Московского педагогического университета Михаила Телегина о том, что
необходимо рассказывать дошколятам об Отечественной войне.
«Правду надо говорить
ребёночку, ничего кроме правды, чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в
тяжелом 41 – это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в
доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он
поезда пускал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он
дневник поминальный вёл. Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны
передёргивать, фашистских прихвостней и недобитков жертвами выставлять, на нашу
свободу и самобытность зариться… Чтобы понял любой надменный, самодовольный
вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди
«нечуждых тебе могил» упокоишься. Правду надо говорить ребёночку, ничего кроме
правды. Как на духу»
Особое внимание уделяется
на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им
недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может
запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Не страшно, и даже неплохо, если ребенок
немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о
солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не
расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических
чувств.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно
воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи
взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить
приоритеты, правильно настроить чувства.
В том, что рассказывать нужно, нет никаких сомнений. Мы же не
хотим, чтобы наши дети, внуки превратились бы в Иванов, не помнящих родства.
Надо память о войне, о подвиге советского народа, как эстафету детям передать. Рассказы
о героях Великой Отечественной войны и бессмертном подвиге народа производят на
детей сильное впечатление. Пусть их и наши сердца не
зачерствеют, души не оскудеют… Чтобы согревал нас вечный, трепетный, живой
огонь; чтобы не потерялись мы в этом мире бушующем. Надо говорить с ребёнком о
войне, найти время, отыскать слова! Патриотическое воспитание необходимо
любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель.
Использованная литература:
1. Гриценко З. «Тема войны в литературе для детей дошкольного возраста» - журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2015
2. Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова Т.М. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 6, 2014
3. Максакова Е.Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 5, 2014
1. Гриценко З. «Тема войны в литературе для детей дошкольного возраста» - журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2015
2. Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова Т.М. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 6, 2014
3. Максакова Е.Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 5, 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий