Как мы знаем, для
развития речи ребенка необходимо развивать его двигательные умения. Особенно
тесно связаны со становлением речи тонкие движения пальцев и кистей рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки расположена близко от
речевой моторной зоны.
Известный исследователь
детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе
развития человечества, оказались тесно связано с речевой функцией. Первой
формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль
руки, … развитие функций руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход
развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых
реакций стоит в прямой зависимости от тренированности движений пальцев. Таким
образом, … есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой
же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё
одна речевая зона мозга». Следовательно, тренировка тонких движений
пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Развивать мелкую и
общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения,
соответствующие его возможностям. Точное, динамическое выполнение упражнений
для головы, туловища, ног, рук, пальцев способствует совершенствованию движений
артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых
упражнений на развитие общей и мелкой моторики можно научить ребенка слушать и
запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная
активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны –
формирование движений происходит при участии речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий