В детском саду дети проводят большую часть времени. Дошкольное детство - очень важный период для каждого ребенка. Именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения является речь.
Становление речи – сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, учится понимать обращенную к нему речь, а с другой – с помощью управления своими речевыми органами самостоятельно воспроизводить нужные звуки, затем объединять их в слоги и слова, добиваясь понимания своей речи со стороны окружающих. Речь ребенка проходит в своем становлении несколько взаимосвязанных этапов.
Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребенка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности. Именно в это время закладывается фундамент, на котором позднее будет строиться взрослая речь. Поэтому педагоги и родители должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и дефекты речи детей.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно, является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. В последние годы, к сожалению, наметилась тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. Это связано с ухудшением состояния здоровья детей; существенным снижением «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса; с глобальным снижением уровня речевой культуры в обществе; дисбалансом семейного воспитания в вопросах развития речи. Поэтому проблема развития речи дошкольников очень актуальна и занятия по разным направлениям в ДОУ должны быть направлены, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.
В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:
- свободное речевое общение;
- культурно – языковая среда;
- обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
- использование произведений народного творчества;
- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения родного языка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения.
Музыка,
музыкальное воспитание может оказать большую помощь в работе по развитию речи.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и
свойства личности, выразительнее, чище и грамотнее становится речь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий