вторник, 27 марта 2012 г.

Формирование музыкальной культуры начинается с детства




Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохра­нило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и про­изведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.
 Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить.
Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.
В еще не столь далекие времена, когда музыкальная куль­тура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.
В быту крестьянский ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструмен­тов.
В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей  обучали игре на музы­кальных инструментах.
Большое влияние на формирование начал музыкальной куль­туры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмос­фере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.
В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, теле­видения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эсте­тически ценные музыкальные впечатления.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.
     В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у че­ловека положительные эмоции.
Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудо­жественных образцах музыкального искусства, создавая в пред­ставлении ребенка эталоны  красоты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий