Музыка существует с глубокой
древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее
ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные
исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется
возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим
духовным достоянием.
Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в
процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает
этот опыт? Освоение его начинается в детстве.
Известно, что ребенок усваивает речь,
находясь в человеческом окружении.
Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего
возраста ему трудно будет научиться говорить.
Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.
В еще не столь далекие времена, когда
музыкальная культура была неотъемлемой
частью признанных обществом духовных ценностей,
дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные
музыкальные впечатления.
В быту крестьянский ребенок слышал
колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные
праздники, обряды сопровождались пением,
танцами, звучанием народных инструментов.
В обеспеченных семьях дети могли часто слушать
музыку в исполнении членов семьи,
коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей обучали игре на музыкальных инструментах.
Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры
оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере
всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и
усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.
В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения,
может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные
впечатления.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления,
ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия
музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку
на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка
начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.
В
дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы
вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового
искусства, расширять их представления о
музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных
впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт.
Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для
слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений
вызывает у человека положительные эмоции.
Прокладывать эти «дороги»
предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении
ребенка эталоны красоты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий