понедельник, 30 марта 2020 г.

Волшебный мир искусства


«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия даёт слово и  мысль, и по ней нужно создать образ и настроение. А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ…»
                                 (Н. Римский-Корсаков)

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. 
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Понять по-настоящему произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло.


Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры. Обычно искусство делят на три группы:
  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).
Существуют разнообразные виды искусства:
  •   пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  •    временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография). 
Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. 
Задачи искусства состоят  в том, чтобы во – первых, всесторонне осветить жизнь общества в художественных образах. Во – вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение. Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания мира, а с другой – средством воспитания.
Знакомя ребенка с художественными произведениями, важно, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством. 
Потребность в доброте и красоте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже изобретателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве» Франсуаза Барб-Галль. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной. 
Однако всё богатство произведения искусства не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана, в создание юного слушателя, зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач. 
Прежде всего, объёма знаний и представлений об искусстве. Далее – развитие способности выражать своё отношение к произведению, воспитание отзывчивости. Последнее подразумевает необходимость формирования представления об искусстве как особом способе познания жизни и мира, объяснения смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изображаемому, передавая его изобразительными средствами.Важно чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, ненавидеть, бороться. Показать, что каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык, что содержание его передаётся определёнными средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий