вторник, 25 января 2022 г.

Воздействие музыкального ритма на развитие речи

 
    Когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей. Даже маленький ребенок начинает двигаться, услышав звуки музыки. Наблюдения над людьми, проведенные учеными, показали, что музыкальные произведения производят на организм сильное физиологическое воздействие. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладает способностью “усвоения ритма”. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольные движения головы, рук, ног, а также невидимые движения дыхательного, речевого аппаратов. Это говорит о глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, с моторной (двигательной) природой музыкального ритма. Динамические и темповые изменения в музыке вызывают изменения в движениях, влияя на скорость, степень напряжения. Под воздействием музыки движения становятся более точными и ритмичными.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела является прекрасным средством педагогического воздействия.  Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений, приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма. Для усвоения правильного ритма двигательного действия необходимо развитое чувство музыкального ритма.
Вообще, музыка начинается с ритма. Ритм как составляющая музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок представляет собой последовательность элементов и, соответственно, для их переработки и воспроизведения необходимы механизмы левого полушария. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий и  их взаимодействии. Это значит, что и развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, что особенно важно, на их взаимодействии. Следовательно, специальные музыкальные занятия по развитию чувства ритма оказывают воздействие на развитие межполушарного взаимодействия. Развитие межполушарного взаимодействия способствует тому, что активация структур одного полушария помогает развитию всей психической сферы, что позволяет с ее помощью воздействовать на развитие речи.
Воспитание чувства ритма имеет существенное значение в развитии речи. Ритм стимулирует артикуляторный аппарат, помогает ритмически организовать речь. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но, не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова тревога – “тигога”, молоток – “колоток”. Отсутствие такого генетически раннего восприятия, как ритм речи, сказывается на том, что дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий