четверг, 10 февраля 2022 г.

Развитие мелкой моторики в активизации речи

 
Как мы знаем, для развития речи ребенка необходимо развивать его двигательные умения. Особенно тесно связаны со становлением речи тонкие движения пальцев и кистей рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки расположена близко от речевой моторной зоны.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связано с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль руки, … развитие функций руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от тренированности движений пальцев. Таким образом, … есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Точное, динамическое выполнение упражнений для головы, туловища, ног, рук, пальцев способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие общей и мелкой моторики можно научить ребенка слушать и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий