среда, 6 мая 2020 г.

Расскажите мне о войне ...

Приближается один из самых главных, волнующих праздников – День Победы. 75 лет назад отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия, напавшая на нашу страну и принесшая много бед и горя народам многих стран, капитулировала, сдалась. Война оставила след почти в каждой семье. 
А нужно ли рассказывать детям о войне?! Этот вопрос возникает у некоторых родителей. Взрослые боятся нанести детям психологическую травму… Но у этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временнЫх связей. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой.

Взрослые делают ошибку, когда ограждают детей и не рассказывают им об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Великой Отечественной Войны. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Ребенок должен знать, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желания их устранить.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Процитируем слова доцента Московского педагогического университета Михаила Телегина о том, что необходимо рассказывать дошколятам об Отечественной войне. 
«Правду надо говорить ребёночку, ничего кроме правды, чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в тяжелом 41 – это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней и недобитков жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Чтобы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься. Правду надо говорить ребёночку, ничего кроме правды. Как на духу»
Особое внимание уделяется на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.
В том, что рассказывать нужно, нет никаких сомнений. Мы же не хотим, чтобы наши дети, внуки превратились бы в Иванов, не помнящих родства. Надо память о войне, о подвиге советского народа, как эстафету детям передать. Рассказы о героях Великой Отечественной войны и бессмертном подвиге народа производят на детей сильное впечатление. Пусть их и наши сердца не зачерствеют, души не оскудеют… Чтобы согревал нас вечный, трепетный, живой огонь; чтобы не потерялись мы в этом мире бушующем. Надо говорить с ребёнком о войне, найти время, отыскать слова! Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель.

Использованная литература:
1. Гриценко З. «Тема войны в литературе для детей дошкольного возраста» - журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2015
2. Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова Т.М. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 6, 2014
3. Максакова Е.Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал  
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 5, 2014


Комментариев нет:

Отправить комментарий